logo

Народная медицина

В основе занятий по народной медицине лежат, прежде всего, знания по русской народной медицине, которые до меня дошли по семейной линии от мамы. В народной медицине можно выделить  три больших направления:

1. Работа с заговорами.

2. Работа с растениями.

3. Обряды и ритуалы народных праздников.

Работа с заговорами является наиболее эзотерическим и энергетическим направлением. Необходимо знать не только сам заговор, но и время работы, а также уметь входить в определенное «рабочее» состояние — медитативное, или измененное состояние сознание.

Часто в заговорах встречаются обращения к Природным Стихиям (Буйному Ветру, Синему Морю, Матушке-Земле и т.д.). Методики базового курса по работе с энергиями Стихий (Земля, Вода, Дерево, Огонь, Воздух) позволяют в дальнейшем при работе с заговорами не только формально произносить слова, но и сознательно привлекать эти энергии на помощь при работе.

Некоторые аспекты энергетической работы с заговорами нами описаны в статьях: «Энергетика заговора» ч.1 и ч.2, а трансперсональный подход к исследованию заговора изложен в статье «Знак и символ в заговоре».

Мама мне рассказывала, как ее дед лечил спины мужикам, получивших травмы во время полевых работ. Он приводил их вечером в баню, читал заговор и работал с топором. Утром работник снова выходил в поле. Работая в «Родовом канале» мне удалось «снять информацию» об этой методике прадеда. А умение работать с энергиями Стихий позволило не только использовать заговор, но и осознанно работать с энергией Стихии Металл (топор), одно из свойств которой — разрушение негатива. «Работа с топором» является одной из методик, которую мы используем на наших семинарах «Банное целительство». Помню, как в детстве мне мама читала заговор-заклинание «Сорока-ворона кашу варила». А потом давала удивительные объяснения заговора. Так в нашем Центре появилась методика «энергетического перевода» заговора, при котором становятся понятны, энергии каких Стихий привлекаются, и как они работают. С этой методикой можно познакомиться на четвертом курсе нашей программы. Заговоры-заклинания в культуре индо-европейских народов применялись очень широко, и описаны еще в древнейшем священном тексте Атхарваведа (atharvaveda— «веда заклинаний»). Защита и успех в бою, решение социальных и финансовых проблем, «любовная магия» — вот неполный круг вопросов, для решения которых привлекались заговоры-заклинания. Даже перед сбором растений, чтобы они  поделились своей силой и энергией, необходимо произнести «Панацуй-заговор».

Итак, второе направление народной медицины — это работа с растениями. При знакомстве с этномедицинами разных культур Востока и Запада можно обнаружить общие для них представления. Во-первых, «все болезни сводятся к двум — болезни жара и болезни холода» («Чжуд-Ши» — канон тибетской медицины). Во-вторых, болезни жара необходимо лечить «холодными» препаратами, а болезни холода — «горячими». Первое описание болезней жара и холода можно найти в трактате по древнекитайской медицине «Трактат Желтого Императора о внутреннем» (XXVвек до н.э.). Горячая или холодная природа растения описана у Авиценны (XI век, Ближневосточная медицина), «Чжуд-Ши» (XI-XIIIвв. индо-тибетская медицина), «О свойствах трав» Одо из Мена (XIв. Европейская медицина), «Прохладный ветроград» Лечебник патриаршего келейника Филагрия (XVI в. Русская медицина). Итак, великие ученые-медики прошлых веков оставили нам уникальные знания, с которыми современной науке еще предстоит серьезно разбираться. Например, человек может простудиться осенью или весной. С точки зрения современной медицины, врач ставит одинаковый диагноз (ОРЗ) и назначает одинаковые лекарства. А с точки зрения народной медицины — это разные заболевания: простуда осенью — это болезнь жара, весной — болезнь холода. Если это разные болезни, то и лечить их надо разными препаратами. А что будет, если болезнь лечить неправильно? Тогда, вместо излечения, болезнь загоняется в глубокую хронь. Не потому ли у некоторых людей каждый год в один и тот же период обостряются какие-то заболевания. Может это результат неправильного лечения. К счастью не все врачи консерваторы. Я знаю замечательных врачей, которые в своей работе используют знания народной медицины. Мы также попытались внести свою скромную лепту в изучение основных представлений народной медицины. Итак, в работах древних ученых-медиков говорится о неких субстанциях жара и холода, как причинах заболевания. В частности об этом пишет Авиценна (XI в. «Канон врачебной науки). Но не объясняет, что такое жар и холод. Мы впервые подошли к представлению субстанции жар-холод с точки зрения современной физиологии, в частности, накопления патологической доминанты (статья опубликована). Также Авиценна пишет о степенях горячести-холодности растений. Через 500 лет после Авиценны другой гениальный ученый ближневосточной медицины Амирдовлат Амасиаци предложил в работе «Ненужное для неучей» (XV в.) методику расчета степени горячести-холодности растений. Методика получилась очень громоздкая и сложная, потому что во  времена Амасиаци просто не было нужного математического аппарата. И через 500 лет после работы Амасиаци мы также впервые предложили методики расчета степени горячести-холодности растений, используя аппарат современной математики (статья опубликована).

Таким образом, используя представления народной медицины о болезнях жара и холода, мы можем подобрать такие растения или сборы, которые бы наиболее оптимально подходили для лечения заболевания и соответствовали сезону.

Основной задачей народных медицин была и остается задача профилактическая. Не допустить болезнь гораздо легче, чем ее потом лечить. Именно профилактическую задачу выполняли обряды и ритуалы, приуроченные к определенному народному (этнографическому) празднику. И сами эти праздники справлялись вблизи основных переломных точек в году — Дней Летнего и Зимнего Солнцестояния, Весеннего и Осеннего Равноденствия. Исследуя ритуалы народных праздников, не устаешь поражаться, насколько они функциональны и физиологически оправданы. И сами ритуалы можно разделить на пищевые, физические и энергетические. Например, почему в ноябре справляются «Куриные праздники» с ритуальным поеданием кур, а в феврале – свиную голову на стол. Когда полезна греча, а когда овес становится мощным восстановителем. Почему так много в культуре индо-европейских народов ритуалов с Огнем и Водой. На физическом плане — ритуальные купания, хороводы, прыжки через костер и даже обряд хождения по углям, до сих пор сохранившийся в странах Европы, и уходящий в Мистерии Диониса и Деметры. Как пережечь связь с негативной ситуацией и запрограммировать нужную ситуацию в будущем во время хоровода вокруг костра. Почему энергетика Огня настолько важна в феврале, что работа с огнем перешла из древнерусского праздника Громницы в православный Сретение. Как перевести через Покров желания, а также здоровье свое и своих близких. На все эти вопросы приходят ответы, если начинаешь с уважением относится к традиционной культуре и знаниям предков. Некоторые подсказки о времени проведения ритуалов дошли до нас в виде примет, пословиц и поговорок, зафиксированных в народном календаре.  Поэтому многие наши семинары проводятся в период народных праздников. И корни многих ритуалов можно проследить не только в древнерусской, но и в скандинавской и, даже, кельтской культурах. Поэтому, одна из задач нашего Центра «Возрождение» — это возрождение народных знаний, обрядов и ритуалов и объяснение их с точки зрения современных естественнонаучных представлений.



Оставить комментарий